Гости из прошлого

Московская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской православной церкви. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену, выясняя отношение поместных церквей к украинской проблеме.

Участвовавшие во встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом члены делегации Константинопольской церкви обещали донести до патриарха Константинопольского Варфоломея позицию Русской православной церкви.

На то, что речь идет отнюдь не о дружеских посиделках, не о дежурном обмене комплиментами между хозяевами и гостями, указывает и крайняя информационная скупость патриархии. «9 июля 2018 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве встретился с членами делегации Константинопольского патриархата митрополитами Галльским Эммануилом и Смирнским Варфоломеем», — гласит официальное сообщение отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Предметом обсуждения были «вопросы, связанные с проблематикой сохранения межправославного единства». Более — ничего.

Отказался поделиться подробностями с «МК» и пресс-секретарь патриарха Александр Волков: «Эта встреча находится вне официального публичного служения патриарха, она носит рабочий, закрытый характер». Впрочем, пресс-секретарь не стал отрицать, что главным пунктом повестки была украинская автокефалия. Что касается позиции РПЦ по этому вопросу, то, по словам Волкова, за последнее время она «никаких изменений не претерпела и заключается в том, что предоставление автокефалии церковным неканоническим структурам, действующим на территории Украины, абсурдно и будет иметь самые негативные последствия для всего мирового православия».

Поясним, что в апреле этого года украинские власти, президент и поддержавшая его Верховная рада, и две украинские неканонические церковные структуры — Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь — обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос о создании «единой поместной Украинской церкви» и предоставлении ей автокефалии — независимого статуса. «На сегодняшний день Украина как никогда близка к появлению собственной автокефальной поместной православной церкви, — заявил тогда Петр Порошенко. — Очень надеюсь, что это решение будет принято до 1030-летия крещения Руси — Украины». 1030-летие будет отмечаться 28 июля этого года, так что времени остается совсем немного. Но безосновательными надежды президента никак не назовешь. Вряд ли, конечно, яичко поспеет аккурат к Христову дню, но признаков того, что решение Фанара не заставит себя долго ждать и что оно будет положительным для украинских церковных «сепаратистов», все больше. Первый серьезный знак то, что Вселенский патриарх тотчас принял дело к рассмотрению. Не менее важным сигналом следует считать недавнее заявление Варфоломея: «Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии (рукоположения. — «МК») Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского патриарха… Наш престол не признал отделения Киевской митрополии и зависимых от нее православных церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской церкви, что было осуществлено против канонов, при этом не были соблюдены права Киевского митрополита, который носил титул экзарха (наместника. — «МК») Вселенского престола».

Для справки. Речь идет о событиях, последовавших после присоединения к Российскому государству украинских земель: до этого они находились в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1686 году Вселенский патриарх Дионисий IV издал томос (указ) о передаче Киевской митрополии в ведение Московского патриарха. Но, как можно понять из заявления Варфоломея, этот акт в Стамбуле ныне не считается догмой. У руководства Русской православной церкви, разумеется, иное мнение на сей счет. Украину здесь считают своей исконной территорией.

«Если, не дай бог, произойдет легитимизация раскола, причем при даровании автокефалии раскольничьим структурам, то трудно даже себе представить, к каким последствиям это может привести для всей семьи православных церквей, — заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион в недавнем интервью ТАСС. — Это будет означать фактически раскол, подобный расколу 1054 года». Однако, по мнению, например, известного богослова и публициста протодиакона Андрея Кураева, украинская автокефалия неизбежна — это лишь вопрос времени. Поэтому в интересах РПЦ не препятствовать процессу, а напротив — возглавить его.

«Москве стоит подумать: а не поторопиться ли ей самой с украинской автокефалией? — рассуждает Кураев. — Ведь тот, кто пишет дарственную грамоту, может прописать в ней свои интересы. Если мы сейчас решимся дать независимость Украинской церкви, то мы могли бы в перечень отделяемых епархий не включить епархии крымские. Если грамота на автокефалию УПЦ придет из Константинополя, в ней точно не будет этого исключения. Можно прописать канонические гарантии клирикам и имущественные гарантии общинам, которые захотят остаться с Московской патриархией. Можно оговорить право судебной апелляции. Если мы будем ждать, что автокефалия на Украине появится каким-то иным путем, мы проиграем».

Впрочем, судя по последним публичным высказываниям церковных иерархов, такой вариант решения проблемы сегодня в патриархии не рассматривается. Решение, похоже, принято совсем другое: биться за Украину до последнего. Какими бы расколами это ни грозило.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: