Началась первая полномасштабная выставка к юбилею переворота

Ленин неблагообразный, нерешительный и совсем не гордый глядит едким взглядом и стонет на выставке «1917. Код революции» в Музее современной истории России — бывшем революции. Такой бюст вождя мирового пролетариата работы Георгия Лаврова здесь бы не очутился, если бы была установка воспеть сторону победителей. Наоборот, организаторы постарались через документы, подлинные предметы и другие важные экспонаты предъявить объективный взгляд на кровавые события тех лет.

Фото предоставлено музеем.

Неслучайно цвет экспозиции – алый. Белого здесь почти нет, и это не прихоть куратора. Выставка собиралась в основном из фондов Российского государственного архива социально-политической истории и самого музея, куда примерно век назад начали свозить предметы, связанные только со стороной большевиков. Но от красного в данном случае не отдает кровью, а наоборот, веет парадно-геройскими чувствами.

Пять залов захватили 700 м2 — давно музей не переживал такого размаха. Сначала в фотографиях, архивных документах и живописи проносятся события, случившиеся до 1917 года: русско-японская война, восстание на броненосце «Потемкин», революция 1905 года, проникновение марксизма в Россию, возникновение и развитие политических партий, изменение отношения населения к власти и императорской семье, Первая мировая война.

В ключевых датах и событиях не запутаешься — по всей экспозиции расположились информационные киоски и протянулась лента времени. Если в первом зале отсчет на ней идет по годам, то во втором — по месяцам, с февраля по октябрь 1917 года. Под звуки заводского гудка, который возвещал о начале рабочей смены или призывал к стачке, узнаем про волнения в Петрограде, образование временного правительства, отречение императора Николая II от престола, эйфорию первых месяцев революции и дальнейший кризис власти, нарастание народного протеста, перебои с продовольствием, разложение армии, неудачи на фронте…

– Для нас было важно, – говорит куратор выставки, кандидат исторических наук Никита Аникин, – не говорить о победителях и проигравших, а отразить всю сложность такого явления, как революция. Почему оно возникает, как протекает, чем заканчивается, особенно для тех, кто ее начинал – вот вопросы, на которые мы искали ответы. Нашли и показали с помощью документов (постановления, телеграммы, листовки), видео хроники, прессы разной политической направленности за каждый день 1917 года, личных вещей и записей воспоминаний участников революционных событий.

Первым, конечно, звучит голос Ленина — фрагмент его программной речи «Что такое советская власть?». Здесь и упомянутый бюст, и записки вождя. Наряду с этим остроумные и по-настоящему смешные карикатуры Ивана Билибина на того же революционера, большевиков, временное правительство, царскую власть… Ее, кстати, здесь совсем не омрачили: показали указы императора Николая II, достойные портреты его семьи, связку ключей от комнат Александровского дворца, где они находились под арестом, револьвер, из которого их расстреляли…

– Мы умышленно ушли от идеологизации этих событий, – продолжает Аникин. – Не считаем правильным давать напрямую нравственную оценку происходящему, поэтому предоставили слово документам. Они показывают во всех оттенках жизнь населения: от царской семьи и вождя до простых людей, которые стали жертвами кровавой революции. Отдельная глава выставки посвящена церкви и патриарху Тихону, чьи напрестольный крест, посох и куколь (остроконечная шапочка с крестами) заслуживают внимания.

Стоит сфокусировать взгляд как на подлинных предметах, произведениях искусства и документах, так и на фотографиях повседневной жизни, которые в полной мере свидетельствуют о революции и последовавших за ней коренных изменениях в стране.

Источник